Спасатель в глубине души всегда надеется, что его добрые дела зачтутся. Он ведет некий внутренний монолог: «В этой жизни я буду много отдавать, помогать, вкладывать, делать добрые дела, которые мне обязательно зачтут. Когда я буду умирать, Бог посмотрит на меня и, зная, как много я всего сделала, какая я молодец, скольким я жертвовала ради людей, отправит в рай».
На самом деле, друзья, так не будет. Бог скажет: «Я тебе дал тело, дал ресурсы для того, чтобы ты была счастливой, жила в радости, в мире, в гармонии и помнила обо мне. Чтобы твоя любовь к себе и ко мне пробуждала в сердцах людей это же чувство. А ты что сделала? Какого дьявола делала ты? В твоем сердце нет ни любви, ни счастья, ни благодати, в нем живет только боль и дефицит».
Из всех ролей треугольника Карпмана наиболее дефицитная именно роль спасателя. Увы, но спасателю только кажется, что он создает что-то хорошее. На самом деле он лишь увеличивает дефицит. Бессознательно спасатель хочет, чтобы в этом мире было все плохо, и он мог этот мир спасти. Ему важно, чтобы в нем была потребность. Яркий пример того, как это происходит — помогающие профессии, неосознанно направленные на дефицит. Что-то должно быть плохо, тогда придет «помощник» и станет лучше.
На самом деле спасатель несчастен. Он очень устал, ему реально плохо.
Если вы сейчас находитесь в активной роли спасателя и посмотрите на себя, то увидите, что где-то внутри вам очень грустно. Вам самим хочется поддержки, хочется, чтобы вас обняли, чтобы вам принесли чай, чтобы кто-нибудь вас выслушал в конце концов. Вам хочется, чтобы кто-нибудь спросил: «А что на самом деле чувствуешь ты, о чем ты мечтаешь, к чему стремишься, что у тебя болит, о чем ты переживаешь?»
Но спасателей никто не спрашивает, от них привыкли получать, а они привыкли отдавать. Они редко говорят о себе и своих проблемах, о том, как переживают какие-то кризисы и трудности, потому что считают, что должны быть всегда с хорошим лицом, с доброй улыбкой, должны всем помогать. И поэтому окружающие уверены, что себе спасатель всегда поможет сам, что у него никаких проблем нет, что у него и так все будет хорошо.
Вот так спасатель оказывается в полной изоляции. Он, как личность, оказывается никому не нужен. Именно поэтому у него жесткие проблемы с самооценкой. И с каждым новым спасенным человеком он укрепляется в мысли, что нужен только тогда, когда что-то делает, что просто так, сам по себе, как человек, он никому не важен.
Сделайте небольшую паузу и искренне ответьте себе на вопросы ниже. Старайтесь делать это от сердца и тела, а не от ума. Посмотрите на то, какие процессы и эмоции в вас пробуждаются во время ответов на них.
- По моим ощущениям, я много отдаю и помогаю людям вокруг меня?
- Когда я оказываю помощь – с каким чувством я это делаю?
- Когда я вижу чужую боль – что я испытываю внутри, какова моя первая реакция?
- Какая моя собственная боль резонирует на чужие страдания? О чем она? Когда впервые я ее ощутила и как долго испытываю?
- Что я чувствую, при мысли: «А что если все люди вокруг меня станут самодостаточными, счастливыми и наполненными и перестанут нуждаться в моей помощи?». Хочу ли я этого на самом деле? Что я потеряю, если такое действительно произойдет? А что приобрету?
- Умею ли я сострадать и сочувствовать, сохраняя при этом внутреннюю устойчивость — не впадая в состояние острой жалости и не погружаясь в эмоции другого человека?
- Чувствую ли я себя ценной просто так, по факту своего существования?
- Как давно я сама просила и получала от кого-то помощь? Как давно я искренне говорила о том, что у меня на сердце?
- Какую поддержку и заботу я внутренне хочу получить в ответ на свою помощь?
Если вы осознаете себя в роли спасателя и полны решимости жить собственную жизнь, выйти из созависимых отношений – вам в этом поможет цикл вебинаров «Бермудский треугольник, или женщина адекватная».
Юлия Мангалам детально разбирает каждую из ролей треугольника и дает алгоритм конкретных шагов и практик, позволяющих перейти во взрослую осознанную жизнь.
Предыдущие статьи из этой серии:
На какой стороне треугольника находишься ты
Комментарии: