Та, что есть источник мудрости.
«Честь и хвала ей, что стоит в танцующей позе, надменная, яростная. Той, что носит диадему из пяти черепов и шкуру тигра. Я воздаю почести красной богине с клыками, чье тело вселяет ужас, отмеченной пятью знаками ярости, чье ожерелье — полсотни человеческих голов, победительнице Мары».
Она — покровительница магии, любви, чародейства и целительства. В традиционной иконографии тело богини — красное. Курукулла носит корону из человеческих черепов, ее волосы стоят дыбом. Вокруг ее талии — тигриная шкура, с ее плеч спускается гирлянда из отрубленных человеческих голов. Она четырехрукая, в руках ее натянут цветочный лук.
Она имеет магические способности очаровывать — околдовывать людей с целью обрести над ними власть.
Среди всех божеств буддийского пантеона Курукулла выделяется как богиня любви и секса, похожим образом на Западе это богини Афродита или Венера. Она изображается чувственной и соблазнительной, обнаженной шестнадцатилетней девушкой. Согласно текстам, Курукулла — 16-летняя, потому что 16 — идеальное число, обозначающее совершенство: четырежды по четыре.
У нее одно лицо, потому что богиня воплощает недвойственную мудрость, запредельную привычному разделению на добро и зло. Она обнажена, так как не обусловлена беспорядочным движением мысли. Ее четыре руки символизируют четыре неизмеримых состояния ума: любовь, сочувствие, радость и беспристрастность. Она держит лук и стрелу, обвитые цветами, что указывает на ее способность вызывать желание в умах других. В других двух руках она держит крюк, который привлекает и притягивает к ней других, и аркан, которым она связывает их волю.
Украшения из человеческих костей на ней означают пять совершенств, в то время как она сама олицетворяет шестое совершенство, или мудрость. Она носит ожерелье из пятидесяти свежесрубленных человеческих голов, истекающих кровью, так как покорила пятьдесят негативных эмоций.
Ее танец показывает ее активность и энергию, ее сострадательная деятельность проявляется как в сансаре, так и в нирване. Она попирает мужской труп, потому что очаровала и подчинила демона эго, и стоит на красном солнечном диске, поскольку ее натура горяча и пылает страстью, и на красном цветке лотоса, потому что она есть чистое видение просветленной осознанности. Все это — напоминание чистоты видения дакини.
Особая сила Тары Курукуллы — в ее способности подчинять себе и сокрушать злых духов или личных врагов.
С помощью ритуалов, призывающих ее, она является, чтобы поселиться в самом практикующем. Почти каждое описание Тары в индуистских источниках подчеркивает ее агрессивную, иногда устрашающую внешность, и напоминает об ужасной Таре Курукулле и Махачина-таре буддистской традиции.
Дхъяна-мантра Угра-тары из Мантра-маходадхихи описывает ее так: «Я созерцаю Божественную Мать трех миров, восседающую на белом лотосе, находящемся в центре вод, омывающих всю вселенную. В двух левых руках она держит нож и череп, а в правых — меч и голубой лотос. Цвет ее кожи голубой, и она украшена драгоценностями… три прекрасных змеи украшают ее, и у нее три красных глаза. Волосы ее заплетены в одну косу золотисто-каштанового цвета. Ее язык все время в движении, а зубы и рот ужасны. Вокруг ее пояса — тигровая шкура, а лоб увенчан украшениями из белой кости. Во лбу у нее — мудрец Акшобхья в форме змеи. Она восседает на сердце трупа. Грудь ее упруга. Так следует медитировать на Бхагавати Тару, повелительницу трех миров».
Она воплощает и выражает реальности, относящиеся к краю цивилизованного общества, к тому, что стремятся исключать как опасное или загрязненное. Она переворачивает привычные представления о роли женщины в управляемом мужчинами обществе. Она неукротимая, дикая и доминирующая. Как первозданная сила, она беспредельна и неконтролируема.
Тара связана с разрушением огнем. Ее часто отождествляют с самим огнем кремации; таким образом, она представляет окончательную разрушительную, но очищающую силу, которая отмечает переход от жизни к смерти или из одного вида существования в другой. Как и огонь погребального костра, она больше, чем только разрушительная сила: она очищает и преображает.
Тара обладает творческими и преображающими аспектами. Она также отождествляется с избытком солнечного жара. Один современный автор говорит, что Тара появляется как первое проявление творения после пралайи в форме солнца. Первозданное солнце жжет неудержимо, безжалостно и гибельно, и его следует усмирять подношениями зерна. Тара олицетворяет собой его необузданный, чрезмерный жар, способный иссушить все творение, поглотив жизненные силы всех живых существ. Даже змеи, украшающие Тару, — часть ее разрушительной природы. Выделяя ядовитый газ во время кончины мира, они разрушают его. Череп в руках Тары, из которого она иногда пьет, автор истолковывает как символ ее роли владычицы разрушения.
Несмотря на сильную связь Тары с разрушением, существуют указания, что ее воспринимают и как творческое, вскармливающее, материнское присутствие. Это особенно явно выражено в гимне ее тысячи имен — сахасранама-стотре. Ее называют:
- Джалешвари — повелительница дождя,
- Джагаддхатри — матерь и няня мира, кормилица,
- Притхви и Васудха — земля,
- Врикшамадхьяни-васини — обитающая в деревьях,
- Сарвавамайи — сотворяющая все,
- Любящая свежие цветы.
О Таре говорится как о спасительнице преданных ей, и в этом смысле она напоминает милосердную Тару тибетского буддизма.
Текст опубликован по открытым источникам
Комментарии: