Ежегодно, 5-го мая, принято поздравлять женщин, которые помогают малышам появиться на свет. Это одна из важнейших профессий, ведь от знаний и умений акушерки зачастую зависит и жизнь, и здоровье мамы и ребенка.
Обучать акушерству стали только в 18 веке, а до этого с давних времен искусством родовспоможения занимались повитухи (повивальные бабки).
Традиционно в крестьянских семьях было много детей, женщины рожали часто, и повитухи знали много тонкостей, как помочь малышу прийти в этот мир, как принять его и при родах заложить хорошую судьбу.
Подготовка к родам проводилась будущей мамой заблаговременно и тщательно. Первым делом, нужно было найти «правильную» повивальную бабку. Считалось, что эта женщина принимает детей из потустороннего мира Нави в мир Яви и выступает проводницей между мирами.
Годилась на роль повитухи далеко не каждая. Помимо практического опыта, ценились и другие ее качества. Повитуха обязательно сама должна была быть замужем и иметь не менее 3-х детей, обладать хорошей репутацией в обществе, быть милосердной и ласковой. Ей должно было быть за 40 лет, потому что к этому возрасту женщина обретала определенный жизненный опыт и внутреннюю устойчивость.
Также повитуха должна была знать различные заговоры и молитвы, в ответственный момент найти нужные слова для ободрения роженицы. Роды сопровождались специальными отварами и чаями, особыми нашептываниями. Считалось, что от повитухи будет зависеть здоровье и жизненная удача ребенка.
Перед родами было принято очищать дом от негативной энергетики, сглаза и порчи. Существовала примета, по которой перед родами отворяли замки, двери, окна и ящики, развязывали узлы на обуви и одежде роженицы, расплетали ей косы, чтобы облегчить процесс родов.
Зачастую роды принимали в бане, потому что баня считалась местом перехода из потустороннего мира. Если в доме не было бани, рожали в бабьем куте — специальном углу в избе, где женщины занимались домашним хозяйством, сушились травы, готовили настойки и т.д. Обычно он располагался между печью и стеной и отделялся специальной перегородкой или занавеской.
К потолку привязывали длинное крепкое полотенце для того, чтобы роженица, держась за него, легче тужилась. Повитуха в это время делала специальный массаж, который облегчал боль и стимулировал родовую деятельность.
После родов повитуха помогала роженице наладить контакт с ребенком, восстановиться и отдохнуть. Сорок дней после родов женщина проводила в особо тесной связи с новорожденным. Считалось, что за это время душа ребенка окончательно переходила в этот мир, а душа женщины возвращалась из междумирья, укреплялось физическое состояние, выстраивались новые привычки у молодой мамы и у всей семьи.
Повитухи занимали в жизни наших предков важную роль, у них был свой отдельный праздник — Бабий день, или, Бабьи Каши, который отмечали 8-го января. В этот день прославляли и самих повивальных бабок, и рожениц.
Повивальные бабки обладали значимым положением в обществе. К ним обращались за советом, им дарили подарки, продукты, приглашали на семейные праздники. Обычно их благодарили не деньгами, а какой-то помощью по хозяйству: вспахивали землю на участке, помогали в уборке, приносили блины, пироги, зерно. У них получали благословение для старших детей, которые благодаря им появились на свет.
Во времена наших праматерей появилась поговорка: «Бабка повивальная — всем родня дальняя», потому что без повитух не появлялся на свет ни один ребенок. Они прикасались к самому сокровенному — таинству рождения.
В наши дни существует также профессия доулы. Это женщина, которая помогает в период беременности и родов будущей маме настроиться на свое материнство, оказывает психологическую поддержку, делится опытом и знаниями в послеродовой период.
Подготовлено на основе открытых источников специально для проекта Женская Санга
Комментарии: